Что такое ТАРО, история, анализ процессов и Тем, кто верит, что наука способна объяснить все природные явления с помощью причины и следствия, идея спиритического подхода к восприятию Вселенной может показаться немыслимой. Наука, ограниченная жесткими математическими законами и четко определенным взглядом на реальность, обычно рассматривает интуитивные способности, высшее «Я» или же духовный мир человека как предрассудки или же ложные убеждения. Однако тот факт, что спиритизм находится вне сферы науки, не мешает последнему играть важную роль в жизни людей.
Таро – это своеобразный инструмент пробуждения наших интуитивных способностей, мостик к нашему внутреннему миру. Это метафорическая система, которая ведет нас дорогой мифического героя, дорогой приключений и открытий в самом себе. Сопоставляя между собой архетипические символы Таро и повседневные события, мы сможем исследовать свою личную мифологию и развить более реальный и четкий взгляд на свою жизнь.
Суть Таро заключается в том, что эти карты помогают нам медитировать, размышлять, созерцать, анализировать проблемы, находить и распознавать решения, развивать нашу интуицию, лучше понимать себя, расти духовно. Карты Таро ведут к просветлению и помогают нам прикоснуться к духовности Вселенной, чего нельзя сделать другим способом. Они не всегда дают конкретные предсказания, хотя делают это довольно часто. Но в любом случае они предлагают альтернативный вариант и новый подход к решению различных проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни.
Колода Таро состоит из семидесяти восьми карт, похожих на современные игральные карты. Карты Таро делятся на три типа: двадцать два козыря (Аркана), сорок цифровых и шестнадцать фигурных (персонажных) карт.
История Таро
Первые упоминания о картах Таро относятся к XIV веку. Знаток Таро Артур Э. Уэйт утверждает, что до этого времени подобной колоды не существовало. Некоторые приверженцы Таро считают, что карты появились еще на тысячу лет раньше, но это голословное утверждение, ибо никаких научных доказательств этого не существует.
Первоначально Таро использовали как обычные игральные карты. Впервые карты Таро.были упомянуты в 1332 году, когда король Леона и Кастилии Альфонс XI издал указ о запрещении карт. Римская католическая церковь наложила на карты проклятие, назвав их происками дьявола. Карты Таро стали именоваться не иначе как «Библией Дьявола» или «Дьявольскими картинками».
Предполагают, что название «Таро» могло образоваться от итальянского названия колоды XIV века «тароччи», обозначавшего «триумф» или «козыри». Такие колоды состояли из семидесяти восьми карт, которые в свою очередь делились на четыре масти и двадцать две козырные карты. Этими картами играли в игру под названием «тарок». Французы заимствовали у итальянцев слово «тароччи», которое позже трансформировалось во французское «таро». Парижские изготовители карт в XVI веке называли себе «таротьерами». Игра «тарок» существовала и в Германии.
Свою популярность карты Таро завоевали частично благодаря интригующим картинкам, присутствующим на двадцати двух картах Старших Арканов. Согласно одной из теорий, карты Старших Арканов во времена Ренессанса являлись одной из разновидностей «ars memorativa» – системы визуального запоминания информации с помощью картинок, которая использовалась для обучения посвященных оккультным дисциплинам.
Но широкое распространение печатных материалов не представлялось возможным до 1436 года – времени изобретения И. Гутенбергом печатного пресса. Обучение населения чтению и письму не проводилось вплоть до времен Реформации, а общественной нормой грамотность стала только в ХГХ веке. В определенной степени отсутствие грамотности народу заменяли символы и картинки Таро, привлекая внимание своими аллегорическими и архетигшческими образами. Подобно рай скому яблоку – запретному плоду эдемского сада, запрет карт Таро способствовал их повсеместному тайному распространению»
На определенном этапе картами стали пользоваться для предсказания судьбы. В западной культуре игра в карты с легкостью перешла в толкование будущего во многом благодаря тому, что на протяжении всей истории человечества толкование символического значения любого выбранного наугад предмета использовалось для предсказания грядущих событий. Начиная с XIV века цыгане начали активно использовать Таро как способ гадания и распространили э т у практику по всей Европе.
По мере того как общественное мнение все больше склонялось к научному мировоззрению, репутация Таро ухудшалась. Современные исследователи Таро склонны рассматривать эту магическую колоду скорее в качестве инструмента для самопознания и самоактуаяизации, хотя многие специалисты, практикующие Таро, отмечают, что эти карты нередко способны предсказывать события будущего. Однако в любом случае путешествие в мир Таро обещает быть очень увлекательным, независимо от того, будете ли вы использовать карты для предсказаний, для развития своего воображения или же для личного духовного роста.
Орден «Золотая Заря» и Таро
В XIX и начале XX века вновь возобновился интерес к оккультным дисциплинам, включая астрологию, Таро, ритуальную магию, еврейскую Каббалу, гностицизм и т. п. Магический Орден «Золотая Заря» являлся самой влиятельной группой, способствовавшей этому процессу. Исследовательские работы членов этого Ордена по сей день продолжают оказывать влияние на современный оккультизм, Артур Эдвард Уэйт, член «Золотой Зари», в 1910 году опубликовал свою книгу «Ключ к картинкам Таро». По поручению и под руководством Уэйта художник и драматург Памела Колеман Смит создала колоду Таро. Для образов, изображенных на картах, Уэйт использовал различные оккультные философские символы. Колода Уэйта стала самой популярной и влиятельной колодой Таро в XX веке.
К. Юнг и Таро
Магическая связь между случайным расположением карт в раскладе и событиями нашей жизни остается нераскрытой загадкой. Современная наука, не имея никаких концепций для объяснения этого феномена, предпочитает считать эту связь плодом суеверий. Карл Юнг (1875-1961 гг.), напротив, предложил объяснение, основанное на принципе синхронности, или значимого совпадения.
Как практикующий психоаналитик, Карл Юнг заметил, что события внешнего мира часто имеют символические соответствия в психологическом состоянии его пациентов. Он отмечал, что иноГДа эти значимые совпадения создают «впечатление, что существует некоторое предчувствие о приближающихся событиях». Юнг доказал, что синхронные совпадения – это невероятные случайные события и «единственное видимое звено между ними – общее значение, или эквивалентность». Он уподоблял свою идею синхронности концепции предопределенной гармонии Лейбница (вера в то, что Вселенная развивается согласно божественному плану) и древнегреческой идее космической симпатии или соответствия (вера в то, что некоторые законы» применимые ко Вселенной, могут быть аналогично применимы к событиям человеческой жизни).
Фотография момента
Разрабатывая свои теории, Юнг исследовал древние системы предсказаний, включая Ицзин, Таро и астрологию. В своих работах о китайской предсказательной системе Ицзин, или Книге Перемен, Юнг писал, что современная наука «основывается на принципах причинности, и причинность считается аксиоматической истиной, которую не нужно доказывать… Восточный же разум тщательно исследует, взвешивает, отбирает, классифицирует, выделяет. Китайская фотография момента фиксирует все происходящее до бессмысленной малейшей детали, потому что все это входит в наблюдаемый момент». Подобно Ицзин или астрологическим картам, расклады Таро тоже представляются своеобразной «фотографией момента», включая в себя ту часть пространственно-временного континуума*, которая является неотъемлемой частью всего полотна пространства и времени.
Идея пространственно-временного континуума берет свое начало в теории относительности Альберта Эйнштейна. Выдающийся ученый отрицал, что понятия пространства (длина, ширина и высота) и времени не связаны между собой и являются совершенно различными концепциями. Другими словами, время – это неотъемлемый аспект бытия, и невозможно описать нто-либо существующее без упоминания времени его существования. То время, когда что-либо берет начало своему существованию, является его неотъемлемой частью и помогает его отождествлению. Если бы у вас было такое же физическое тело, как и сегодня, но вы родились бы в другой период времени, то вы были бы уже совершенно другим-человеком. Искусства предсказания, такие как Таро или астрология, помогают нам с помощью логических размышлений получить доступ к качеству или природе времени.
Юнг писал, что «набор картинок Таро когда-то произошел от архетипов трансформации». Он описывал Таро как часть символичного процесса, который «получает опыт в образах и из образов». Согласно Юнгу, символичный процесс начинается, когда мы попадаем в «темную аллею», или непредсказуемую ситуацию. Юнг считал, что целью изучения Таро (или любого другого символичного процесса) является «озарение или высшее сознание, с помощью которого мы рассматриваем изначальную ситуацию на более высоком уровне». Многие современные специалисты по Таро считают, что карты – это средство соприкосновения с мудростью архетипов коллективного бессознательного, где можно почерпнуть основные типы состояния человека.
Потребность в вере и оптимизме и карты Таро
Карл Юнг придавал большое значение исследованиям Д. Б. Райна, который обнаружил, что настроение человека играет решающую роль в достижении успеха в экспериментах по экстрасенсорному восприятию. Райн заметил, что некоторым людям, принимавшим участие в опыте, изначально удавалось довольно успешно отгадывать задуманное, но чем дольше продолжалось это задание, тем хуже становились результаты.
Из этого опыта Райн сделал вывод, что ухудшение результатов связано с ухудшением настроения человека. Как сказал об этом Юнг, «если изначально присутствуют вера и оптимизм,то результаты будут лучше». Чем меньше интереса проявляет человек, чем скептичнее он относится к эксперименту, чем больше сопротивляется, тем хуже становятся результаты. Согласно Юнгу, «эмоциональный фактор просто имеет значение условия, при котором феномен будет проявляться, хотя этой не обязательно». Наблюдения Райнаи Юнга, доказывающие,, что настроение человека влияет на восприятие, имеют важное значение для оптимального использования Таро.
Психологическая проекция и карты Таро
Концепция синхронности Юнга помогает нам объяснить предсказательный потенциал Таро, а современная теория проверки психологических проекций помогает понять, каким образом можно использовать Таро для самопознания. Большинству специалистовпсихологов известен тест «чернильного пятна» Роршаха, или тест тематической апперцепции. В этом случае человеку показывают серию непонятных картинок и просят его высказать свои мысли по поводу того, что он видит на этих изображениях. Специалисты интерпретируют ответы и составляют психологический портрет тестируемого, основываясь на содержании и модели его ответов. Карты Таро действуют подобным образом. Они позволяют нам спроектировать на них образы своего подсознания. Если мы проанализируем полученные проекции, то узнаем очень многое о своих мыслях.
В журнале «New Realities» («Новая реальность») за май/июнь 1990 г. биохимик Л. Д. Шеперд объяснила, каким образом карты Таро помогли ей достичь более глубокого самопонимания: «Расклады Таро помогают мне бороться с собой, не утрачивая при этом оптимизма. Они часто указывают на такие моменты, о которых я даже и не подозревала; это удивительно, но карты отражают то, что скрыто глубоко во мне. Таро помогают мне выбраться из круговорота привычных мыслей и сосредоточиться на чем-то конкретном, построить откровенный диалог с собой. Известно, что прогресс и направление научной мысли огранич ены кругом тех вопросов, которыми мы задаемся; наш личностный рост тоже ограничен подобными вопросами. Возникающие вопросы отражают наши представления, увлекают нас в будущее, к еще неизведанным сферам бытия. Хорошим иллюстративным примером этому могут служить мастера Дзен, которые не используют лекции при обучении своих учеников. Они ждут, когда ученик задаст свой вопрос. Мастера Дзен убеждены, что только тогда ученик готов услышать ответ и достаточно созрел для того, чтобы воспользоваться полученными знаниями».
Эффект Барнума в гадании Таро
Не все ученые до такой степени открыты для веры и восприятия всего нового и так духовно настроены, как биохимик Л. Д. Шеперд. В журнале «New Scientist» («Новый ученый») от 3 декабря 1988 г. Кристофер Джойс предвещает для всего общества ужасные последствия, которыми грозит интерес к наукам Нью Эйдж. Г н Джойс предупреждает об «опасности, которая ожидает нас, если большая часть общества отвергнет рациональное, эмпирическое мышление, основу всего,-от скрепки до компьютера» Возможно, г-н Джойс признает негодным все то, что он не понимает Может быть, ему помогут перефразированные слова Иисуса: «Какая польза человеку в том, что он приобретет все скрепки и компьютеры, а собственную душу потеряет?».
Г-н Джойс критикует П. Т. Барнума, который высказал следующую мысль. «Каждую минуту рождается простофиля». Эффектом Барнума назвали патологическую склонность многих из нас верить личным ощущениям и убеждениям, если они носят расплывчатый характер, льстят нам и вызывают ощущение того, что они предназначены исключительно для нас (например, гороскопы в газетах). Хотя я и согласен, что мир населяет огромное количество легковерных людей (простофиль1), тем не менее я утверждаю, что непредвзятое изучение Таро убедит непредубежденного читателя в определенных достоинствах этих карт.